31.10.2025

На борту действует законодательство страны флага судна

Сегодня инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков посетили судно Seiyo Fortune (флаг Панамы, ИМО 9417048), стоящий у причала Находкинского морского рыбного пора под погрузкой алюминиевого концентрата назначением на Индию. В его экипаже — 20 моряков: 15 человек из Китая, остальные — бирманцы. Коллективного договора с профсоюзом на борту нет. 

Как рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, на судне есть специальное соглашение о найме моряков. Заработная плата китайского матроса 1 класса составляет $1300, а бирманского — $950. Зарплата капитана — он китаец — $8200.

— Размер компенсации за гибель моряка в рейсе выяснить не удалось, — отметил Н. Суханов. — Однако капитан с уверенностью сообщил, что она выплачивается согласно китайскому законодательству. К сожалению, это не так. Инспекторы поставили в известность капитана, что на судне под флагом Панамы китайское законодательство не действует, а действует именно панамское. Как оказалось, члены экипажа не знали, что флаг Панамы является удобным — это когда судно ходит под иным флагом, чем флаг страны, где зарегистрирован судовладелец. Удобные флаги или дешевые регистры привлекают компании своими благоприятными условиями — так судовладельцы уходят из подчинения национальным законам.  

Морские профсоюзы во всем мире придерживаются позиции, что на судах под удобными флагами должны быть колдоговоры с заработной платой, например, у матроса 1 класса — не меньше $1836, а компенсацией в случае гибели работника в период контракта — не меньше $110 тысяч. Это и многое другое — независимо от национальности, пола, расы или вероисповедания моряка. 

Члены экипажа Seiyo Fortune задали много вопросов инспекторам труда ДВРО РПСМ по поводу условий труда моряков на судне под удобным флагом и попросили представителей профсоюза направить судовладельцу письмо с предложением заключить коллективный договор. 

Фото: ДВРО РПСМ

↑ 

Наверх