22.01.2024

Почему так важен человеко-ориентированный подход к безопасности на рабочем месте

Морская отрасль на протяжении всего времени сталкивается с изрядным количеством проблем, но трудности, которые возникали в последние несколько лет, являются беспрецедентными, особенно для моряков. Так считают капитан Костас Каравасилис, региональный директор по предотвращению потерь (Греция), и Акшат Арора, старший эксперт по оценке рисков, оба — из UK P&I Club.

Неопределенность, вызванная пандемией, в сочетании с такими факторами, как ограничения в портах, невозможность сойти на берег, нехватка рабочей силы, длительные периоды разлуки с родными, увеличение рабочей нагрузки, отсутствие стабильной связи с домом, рост инфляции и геополитической напряженности оказали негативное влияние на общее благополучие экипажей.

Результаты недавних опросов — Индекс счастья моряков за третий квартал 2023 года и опрос экипажей SEAFiT 2023 года — указывают на устойчивое снижение уровня счастья и удовлетворенности экипажей. Это снижение сохраняется, несмотря на усилия, предпринимаемые в отрасли для урегулирования основных проблем и оказания поддержки, направленной на улучшение физического здоровья и психического благополучия экипажей.

Поскольку системы обеспечения безопасности исходят из того, что люди, выполняющие работы, здоровы как физически, так и психологически, то логично утверждать, что существует прямая корреляция между безопасностью и благополучием — самочувствием. Если моряки страдают от совокупности каких-либо факторов, они будут хуже реагировать на чрезвычайные ситуации и происшествия. Поэтому приоритетное внимание благополучию моряков имеет решающее значение для обеспечения их стрессоустойчивости и готовности к непредвиденным обстоятельствам.

Также при обсуждении комплексного подхода к благополучию моряков и безопасности на рабочем месте необходимо учитывать человеческий фактор. По сути, нужно признать, что люди обладают определенными способностями и возможностями, но они ограничены. Человек не идеален, поэтому необходимо создать такие условия, которые будут стимулировать его сделать все возможное для достижения целей.

Это еще более актуально сейчас, когда морская отрасль переживает трансформацию, а цифровизация и декарбонизация являются основными движущими силами будущего. В ближайшие годы новые технологии, альтернативные виды топлива и передовые цифровые системы способны произвести революцию в отрасли и вызвать кардинальные изменения. Хотя эти инновационные решения обещают сделать судоходство более эффективным и устойчивым, они также представляют собой уникальный набор проблем и рисков, которые необходимо будет решать.

Вместо того чтобы навязывать эти проблемы и создавать дополнительную нагрузку на моряков, нам необходимо тщательнее изучить человеческий фактор и признать важную роль руководителя. Чтобы поддерживать мотивированность, продуктивность и вовлеченность моряков, необходимы такие навыки межличностного общения, как эмоциональный интеллект, эмпатия, коммуникативные навыки, способность эффективного принятия решений и разрешения конфликтов. От берегового персонала зависит обучение и обеспечение моряков необходимыми инструментами, позволяющими им справляться с меняющимися внешними условиями.

В настоящее время идет процесс всестороннего пересмотра Кодекса ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты) с целью выработки стандарта, который лучше адаптирован к технологическим, нормативным, эксплуатационным и другим отраслевым изменениям; однако этого недостаточно, и этот процесс запоздал. В конечном счете, именно руководители на берегу, должны заниматься развитием всех этих  новых навыков, которые будут востребованы в самом ближайшем будущем. В конце концов, культура безопасности, которая пропагандирует непрерывное обучение, готова адаптироваться и претерпевать необходимые реформы на основе извлеченных уроков. Такая культура поощряет сотрудников активно сообщать о проблемах и сомнениях и извлекать из этого уроки.

Шаги предпринимаются, но дорога к успеху предстоит долгая. Чтобы эффективно решать проблему человеческого фактора, необходимо стать его частью — принять  и уделить должное внимание, уверены эксперты из UK P&I Club.

По мнению Российского профсоюза моряков, этого можно достичь, обеспечивая ориентированный на человека подход к безопасности на рабочем месте, демонстрируя сильные лидерские качества и уделяя первоочередное внимание потребностями человека с помощью обеспечения качественного интернета в рейсе, улучшения условий быта на борту, развития программ наставничества, а также стимулируя разнообразие и инклюзивность.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – corlaffra



↑ 

Наверх