18.01.2024

«Я люблю свою профессию. Чувствую: я на своем месте»

О флотской династии, главных качествах моряка, возвращении на флот через 18 лет рассказывает выпускник ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского, капитан теплохода «Агат» Волжского пароходства Эдуард Осичанский.

– Эдуард, расскажите, почему решили связать жизнь с флотом?

– Я пошел по стопам отца. Он в прошлом капитан, работал на пассажирских и грузовых судах. Брал меня с собой в рейсы, когда я был еще школьником. Мне нравилась атмосфера и порядок на теплоходе, поэтому тоже решил связать жизнь с флотом. Привлекала и романтика профессии, и возможность увидеть мир. После школы я поступил в Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г. И. Невельского.

– Отец тоже хотел, чтобы вы стали моряком?

– Напротив. Говорил, что поработал на флоте, и не хочет, чтобы сыновья туда шли: долгие расставания с семьей, тяжелый и опасный труд. Тем не менее, мы с братом горели желанием попробовать себя именно в такой профессии и оба отправились учиться в мореходку. Он в итоге остался на берегу – работает сейчас в круинговой компании. А отец хоть и не ходит больше в море, но тесно с ним связан: он — президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, возглавляет первичную профсоюзную организацию моряков  Владивостока Российского профсоюза моряков, читает лекции курсантам, делает экспертизы по аварийным случаям на судах, пишет книги о море и моряках.

И мой второй сын тоже сейчас на флоте. Получает диплом старпома. В свое время даже проходил плавательную практику со мной на одном судне – я тогда трудился вторым помощником в Северо-Западном пароходстве. Когда сын был курсантом, иногда приходил ко мне за советом. А сейчас он работает в зарубежной компании, которая совершает трансатлантические перевозки, поэтому и сам может поделиться интересным опытом. Так что у нас, без преувеличения, морская династия.

– С какой должности начинали путь в профессии? Как развивалась ваша карьера?

– В 1994 году я по распределению попал в Дальневосточное морское пароходство. Начинал четвертым помощником на лихтеровозе «Алексей Косыгин». Затем был третьим помощником на балкере «Енисей» и вторым помощников на многоцелевом судне «Витус Беринг». Всего после окончания училища я отработал на флоте три года. А потом ушел на берег. Хотел быть ближе к семье, детям – у меня родились двое сыновей. На берегу занимался бизнесом, но в 2015 году, спустя 18 лет, решил вернуться на флот.

– Почему?

– Решил исполнить свою мечту – стать капитаном, как отец. Почувствовать себя состоявшимся в профессии. В 2015 году восстановил диплом и устроился в Северо-Западное пароходство, так как уже с 2010 года жил в Санкт-Петербурге. Начинал вторым помощником, а в 2021 году возглавил экипаж. К тому моменту Северо-Западное и Волжское пароходства были уже единой компанией.

– Волновались ли перед первой плавательной практикой? Ведь вы, в отличие от многих других студентов, уже знали, как все устроено на судне.

– Да, волновался. Общее понимание процессов у меня, конечно, было, но работа на теплоходе и путешествия с отцом – это все-таки разные вещи. Хотя в чем-то мне действительно было проще. Например, учеба давалась легко, я даже раньше других оканчивал курс – в марте, а не в мае. Поэтому и на коллективной практике не был, ходил только на индивидуальную. На судах проводил много времени – с начала весны до сентября-октября. Еще курсантом я побывал практически во всех странах Юго-Восточной Азии.

– Есть ли у вас любимый маршрут?

– Раньше мне очень нравилось европейское направление. Ходить из Санкт-Петербурга в Нидерланды, Испанию, Португалию, Польшу, страны Прибалтики. Один из самых любимых отрезков – между английским Гримсби и латвийской Лиепаей. Мне там было комфортно работать, нравилась местная атмосфера.

– Помните ваш самый продолжительный контракт?

– Если брать тот, во время которого я не бывал дома, то это еще курсантский период. Наше судно ушло в рейс из Владивостока до Индии и обратно, и я не видел родных семь месяцев. Еще был аналогичный контракт после моего возвращения на флот. Но судно регулярно совершало рейсы из Санкт-Петербурга, поэтому я бывал дома, виделся с близкими.

– Как переносите разлуки с родными? Как они относятся к вашему графику?

– Нормально. Мне, наверное, легче, чем тем, кто всю жизнь провел на флоте. У меня был 18-летний перерыв, и море не успело набить мне оскомину. Да, в свое время я ушел на берег, но принял такое решение сам, никто на этом не настаивал. Семья относится к особенностям флотской службы спокойно, близкие всегда меня во всем поддерживали и раньше, и сейчас.

– Какие качества необходимы для того, чтобы расти и развиваться на флоте, стать капитаном?

– В нашей профессии важна целеустремленность, уверенность в собственных силах. И нужна любовь, может быть, даже страсть к морю. А еще – большое терпение. Ведь морякам приходится долго находиться вдали от дома, родных, проводить месяцы в замкнутом пространстве. Важно уметь находить общий язык с командой и подход к каждому человеку. Последнее относится, прежде всего,  к капитану.

Еще командир теплохода должен стремиться быть примером для подчиненных —спокойным, рассудительным, профессионально подкованным. Уважительно относиться к членам экипажа, помогать им в сложных ситуациях, находить компромиссы, сплачивать команду.

– Давайте поговорим о море. Наверняка часто оно бывало неспокойным, штормящим. Можете поделиться с нами самыми запоминающимися случаями?

– Мне вспоминаются две ситуации. Первая – в 1995 году. Наше судно совершало переход из Японии в США через северную часть Тихого океана. Шли в балласте, поэтому судно сильно болтало. Даже отрывало мебель в каютах: диваны, столы, холодильники. Мы тогда ложились спать практически в спасательных жилетах.

Второй случай произошел четыре года назад в Бискайском заливе. Волна поднималась выше рубки, буквально закрывая небо. Сначала было не по себе, но после 3-4 навалов стало понятно, что пароход нормально выдерживает шторм, и команда успокоилась. В таких сложных ситуациях важно верить в свой экипаж и свое судно.

– Кого считаете своими наставниками на флоте?

– Конечно, самое большое влияние на меня оказал отец. Первые шаги на флоте я делал, следуя его советам. Среди капитанов-наставников сложно кого-то выделить особо, но обо всех могу сказать только добрые слова. А вообще, у каждого, кого встречаешь на флоте, можно чему-то научиться.

– Чем обычно занимаетесь в отпуске?

– Я люблю автомобильные путешествия, проехал на машине пол-Европы. Нашу страну тоже объездил вдоль и поперек: от Владивостока до Петербурга и от Петрозаводска до Новороссийска. Любовь к путешествиям логично переросла в увлечение фотографией. Я даже окончил Нью-Йоркский институт фотографии. Дистанционно. Предпочитаю пейзажную съемку.

Также занимаюсь стрельбой, собрал неплохую коллекцию оружия. Но я люблю животных, поэтому не охочусь, а стреляю исключительно по мишеням. Также увлекаюсь футболом. В молодости играл сам, сейчас только болею, поддерживаю «Зенит» — не так как «Газпром», конечно, но чем могу.

– А за что вы любите работу?

– Во-первых, в нашей профессии есть своя романтика. Во-вторых, просто чувствую, что я на своем месте. Очень органично ощущаю себя в профессии, в команде. Ко всему прочему работа еще и доход приносит.

– Что касается Волжского пароходства – что привлекает в компании больше всего?

– Отзывчивость людей. Когда обращался к коллегам за помощью, никогда не получал отказ. Всегда помогут, объяснят или подскажут, к кому лучше обратиться. Еще руководство компании старается быть ближе к сотрудникам, интересуется мнением плавсостава, например, на таких вот встречах за круглым столом. Привлекает и социальная политика Волжского пароходства, расширенная программа ДМС, другие льготы и привилегии.

Источник: использованы материалы интернет-изданий Волжского пароходства


↑ 

Наверх