18.12.2023

В ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова открыли тренажер для подготовки персонала морских автономных надводных судов

В Государственном университете морского и речного флота (ГУМРФ) им. адм. С.О. Макарова 15 декабря состоялось открытие тренажерного комплекса для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).

На мероприятии присутствовали члены Попечительского совета университета, в том числе глава Российского профсоза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, председатель Попечительского совета ГУМРФ и Совета директоров ООО «ВодоходЪ» Виктор Олерский, ректор учебного заведения, профессор Сергей Барышников, руководители предприятий морского и внутреннего водного транспорта.

ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова — первое из учебных заведений Росморречфлота, которое внедрило тренажерные технологии автономного судовождения для образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза.

«Тренажер позволяет отрабатывать сценарии и методики управления автономными и полуавтономными судами, взаимодействие участников движения между собой, обмен цифровой информацией, а также протоколы передачи управления между различными постами управления», — заявил директор по развитию компании «Эволюция морских цифровых технологий» Владимир Пономарев.

Как уточнил представитель компании, Российская Федерация лидирует на мировом рынке в области технологий безэкипажного судовождения. Порядок внедрения, применимости, а также проблемы, которые могут возникать в процессе эксплуатации подобных объектов — область, требующая дополнительных исследований. 

«Наличие тренажера в университете позволяет не только готовить специалистов для эксплуатации подобного рода объектов, но также отрабатывать сценарий применения, исследовать аварийные ситуации и уточнять, разрабатывать методики, связанные с управлением дистанционными управляемыми судами», — отметил Пономарев.

Немаловажно, что подобные тренажеры способствуют повышению безопасности навигации. Аварийные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации безэкипажных судов, отрабатываются на тренажере без риска нанести ущерб реальному оборудованию.

Особое внимание уделяется моделированию взаимодействия полуавтономных судов ФГУП «Росморпорт» — паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», а также Центра дистанционного управления этими паромами на линии Усть-Луга – Балтийск.

В планах вуза — развитие тренажерного комплекса, разработка нового функционала и проведение дополнительных исследований.

Подготовка специалистов МАНС актуализировалась из-за активного внедрения технологий А- и Е-Навигации в мировом судоходстве, появления новой регуляторной базы в мировом и в отечественном законодательстве. В 2026 году ожидается Кодекс МАНС, разрабатываемый Международной морской организацией. Тогда как с 1 марта 2024 года в России вступает в силу ФЗ-294 от 10.07.23 г., который регулирует внесение изменений в национальное законодательство для обеспечения правового статуса морских автономных надводных судов.

↑ 

Наверх