23.05.2016

Капитаны не до конца осознают опасность

В 2016 году пиратство снова стало одной из ключевых проблем для моряков, находящихся в рейсе. Особую обеспокоенность вызывает непрерывно растущее количество похищений людей с торговых судов с целью получения выкупа. Число таких инцидентов существенно выросло в Дельте Нигера: только за этот год жертвами стали, по меньшей мере, 16 человек. Но обстановка в других регионах, которая кажется более спокойной, не является основанием для самоуспокоения, говорит операционный директор британской морской компании «Dryad Maritime» Майкл Эдей. Он рассказал о текущих тенденциях в пиратстве, их причинах и дал предположение о том, как разовьется ситуация к концу текущего года.

World Maritime News (далее WMN): Оглядываясь назад, подавление пиратства в Юго-Восточной Азии в 2015 году, кажется, принесло свои плоды. Во второй половине 2015 и первом квартале 2016 годов значительно сократилось число зарегистрированных случаев захвата заложников и морских преступлений. Сохраниться ли эта тенденция или же пираты просто перемещаются в другую «горячую точку»?

Эдей: На текущий момент тенденция сохраняется, но расслабляться мы не можем. Региональные силы безопасности должны продолжить совместное патрулирование очагов пиратства. Скорее всего, ранее организованные преступные группировки вновь попытаются действовать в морской сфере и единственным сдерживающих фактором здесь станет готовность региональных сил безопасности и полиции к поимке и судебному преследованию не только исполнителей, но и организаторов и финансистов, стоящих за этими преступлениями.

Тем не менее, капитан и экипаж судна тоже должны брать на себя ответственность за поддержание высокого уровня знаний в области безопасности, поскольку подавляющее большинство атак в Юго-Восточной Азии можно предупредить посредством готовности экипажа к нападениям, внимательному несению вахты и своевременному поднятию тревоги.

WMN: В первом квартале 2016 года в Гвинейском заливе и не так давно у берегов Филиппин зафиксировано несколько инцидентов с похищением людей. Что Вы можете сказать о причине, по которой пираты переключились на захват заложников? И какие действия следует предпринять для борьбы с этим явлением?

Эдей: Похищение людей – относительно легкое преступление с огромными доходами. В отличие от угона судов с целью последующего получения выкупа или для получения ценного груза преступным группам не надо беспокоиться о том, как заполучить и продать этот груз, как например, это происходило в Гвинейском заливе. Не нужно заботиться и о контроле судна в безопасной зоне пока ведутся переговоры о выкупе. Вкратце, похищение людей – значительно менее рискованное предприятие. Интересно, что захват заложников и в Сомали, и в Гвинейском заливе предположительно связан с «воинствующими» организациями. На самом деле все эти похищения в большинстве случаев направлены исключительно на получение денег, и маловероятно, что они преследуют какие-либо политические цели. Хотя косвенно деньги, полученные в качестве выкупа, могут быть использованы для поддержания этих криминальных организаций на плаву.

Борьба с данным видом преступности требует серьезного вмешательства военно-морских сил и эффективных действий против преступных банд на берегу. А результатом всех принятых мер должны стать судебные разбирательства. Этот метод, хорошо зарекомендовавший себя при борьбе с похищениями людей в Индийском океане и Юго-Восточной Азии, уже сработал и в Гвинейском заливе.

WMN: Какова роль международного сообщества, особенно его военно-морских сил, в борьбе с пиратством?

Эдей: Вряд ли «международные силы» смогут оказать непосредственную помощь и в Гвинейском заливе, и в море Сулу. Многие из инцидентов происходят в территориальных водах или близ них. Захваченный экипаж оказывается на берегу, где международные силы не могут действовать. Таким образом, функции по противодействию пиратам в этих зонах оказываются в ведении местных и региональных сил.

Международные силы способны помочь с подготовкой персонала и координацией действий, поддержать местные вооружённые силы в разработке мероприятий по противодействию преступникам. Местные войска с переменным успехом боролись с пиратством в обеих зонах. Они знают, как поступить, но не всегда располагают возможностью для реализации своих намерений.

WMN: Что Вы посоветуете судовладельцам и экипажам, следующим через кишащие пиратами воды, в особенности Гвинейского залива?

Эдей: Выяснилось, что ряд судовладельцев, операторов и капитанов, несмотря на возможную осведомленность о данной угрозе, не всегда обращаются к нужным мерам предосторожности. Мы считаем, что большинство из них не до конца осознают опасность ситуации и не знают, как избегать пиратоопасных зон. Именно здесь в игру вступает профессиональная рекомендация по борьбе с риском, и мне хотелось бы посоветовать всем, кто работает в пиратоопасной зоне, обратить на это внимание.

WMN: Что делать экипажу  случае нападения пиратов на судно?

Эдей: Ряд нападений был успешно предотвращен благодаря правильным и быстрым действиям экипажа и капитана судна. При совершении преступлений, относимых Региональным соглашением о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (RECAAP) к категории 3 и 4, готовность судовой команды и подъём тревоги сразу же после определения нарушителей препятствует высадке преступников на борт или же, если они уже оказались на борту, мешают их бегству.

Более серьезные инциденты, такие, как угон судна и похищение людей, относимых RECAAP к 1-ой категории, можно предупредить при помощи маневрирования судна. Но когда пираты атакуют, предпринимать какие-либо действия подчас слишком поздно. Экипажи должны знать, как им действовать в подобных ситуациях.

Суда в Зонах высокого риска должны быть подготовлены в соответствии с положениями BMP4 («Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» – примеч. КРОУ ЦИА) и Временного руководства по борьбе с пиратством в Западной Африке.

Многие считают, что вооруженная охрана на судне обеспечивает максимальную защиту. Да, охранники проявили высокую эффективность в сдерживании сомалийского пиратства, но в Западной Африке они, наоборот, продемонстрировали свою неэффективность.

WMN: Если говорить о заложниках, то какие у Вас есть данные об обращении с пленными моряками?

Эдей: В целом, с большинством моряков, взятых в плен в Западной Африке, обращались относительно неплохо. После передачи выкупа они сразу же освобождались. Однако были сообщения и о плохом обращении с заложниками: избиениях, пытках и скудном рационе питания.

Судьба лиц, захваченных в плен в Юго-Восточной Азии, вызывает тревогу. Казнь заложника Джона Ридсдела (канадец был казнён террористами на Филиппинах в сентябре 2015 года) свидетельствует о том, что связанные с террористами преступники готовы демонстрировать большую агрессию, и вполне логично, что для семей захваченных моряков это может стать еще одним поводом для беспокойства. Однако освобожденные из плена моряки о серьезных проблемах не сообщали.

WMN: Являются ли силы обеспечения безопасности на судах ответом на растущую проблему пиратства? Можем мы ожидать найма на суда большего числа охранников?

Эдей: Хотя точное число охранных команд, оперирующих в Индийском океане, сложно подсчитать, статистика обращения к их услугам падает. Действуют сложные местные, региональные и международные законы, которые препятствуют работе охранного персонала и в Юго-Восточной Азии, и в Западной Африке.

В Западной Африке принять на борт судна служащих ВМФ и Полиции возможно, но довольно сложно, и вполне вероятно – незаконно. К тому же, как я уже говорил, наличие охраны не гарантирует безопасность. Оперирующие в Западной Африке компании могли бы оспорить мою точку зрения, но «Dryad» в настоящее время не рекомендует пользоваться услугами вооруженной охраны в названном регионе, ввиду слишком высокого общего риска.

WMN: Какие имеются прогнозы на 2016 год касательно тенденций в пиратстве? Есть ли какие-то признаки возможного подавления пиратских группировок, активных в Гвинейском заливе?

Эдей: Навряд ли регион Юго-Восточной Азии останется таким же спокойным, как и в начале этого года, но и возвращения к уровням преступной активности, зафиксированным в прошлом году, тоже не предвидится. В Западной Африке нападения продолжатся, но если вооруженные силы Нигерии будут действовать на упреждение, то им удастся искоренить это явление.

Тем не менее, в 2016 году уже совершено больше пиратских атак, чем за весь прошлый год. В ходе недавних обсуждений в ООН была отмечена обеспокоенность всей мировой общественности проблемой пиратства у берегов Нигерии. Помимо прочего, мы можем наблюдать, что для выявления и противодействия дальнейшим атакам, в эту зону направлялись дополнительные международные ресурсы. Нигерийские ВМФ проводят операцию «Tsare Teku» в рамках которой кораблями патрулируется наиболее проблемная зона – побережье Байельса.

В последнее время зарегистрировано небольшое снижение количества инцидентов с пиратами, но, по мнению коллег, это просто совпадение. В Индийском океане думаю будут совершаться нападения на одномачтовые каботажные и рыболовные суда, как то было в прошлом году под предлогом «защиты рыболовства» Сомали. Но навряд ли мы столкнемся с возвращением сомалийского пиратства к промышленным масштабам, наблюдаемым в начале этого десятилетия.

Скорее всего, мы продолжим получать отчёты, главным образом, от судов с вооруженными охранниками на борту, об «умеренном приближении» пиратов к судам без какого-либо реального доказательства того, что сомалийские пираты были в них задействованы. Ещё больше опасений вызывают возможные неблагоприятные последствия операций, проводимых в Йемене. Мы уже стали свидетелями одного инцидента у его берегов, когда судно «Limburg» было обстреляно, предположительно\, террористами, и до сих пор сталкиваемся с похожими случаями. Атаки, подобные нападению на судно «Limburg» в 2002 году, сложно спрогнозировать, но я считаю, что на текущем этапе они наименее вероятны.

Источник: worldmaritimenews.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх