20.05.2016

Судовые комитеты охраны труда и здоровья

Всем известно, что работа в море сопряжена с определенными рисками. На судах моряки сталкиваются с множеством факторов, способных привести к авариям, травмам и заболеваниям. Инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) Дарен Проктер, моряк с двадцатилетним стажем, поделился своими соображениями о роли судовых комитетов охраны труда и здоровья в вопросах безопасности на морских судах:

«У моряков место работы служит еще и домом. Они сталкиваются с жесткими условиями труда, изоляцией, долгими рейсами и высоким уровнем стресса и усталости. И все же моряки не жалуются на небезопасные условия работы из опасения, что им найдут замену, а возможно и внесут в «черный» список.

Большинство моряков приветствовали принятие Конвенции MLC, но я по-прежнему вижу явные недочеты на большинстве инспектируемых судов. Наличие на судах комитетов охраны труда и здоровья из пяти человек является нормативным требованием, но на большинстве судов они работают с низкой эффективностью. В условиях постоянного роста нагрузок на моряков их слишком часто выбирают «для галочки» при минимальном участии экипажа и низком уровне информирования компании об охране труда и здоровья.

Судовые комитеты охраны труда и здоровья обязаны обеспечивать осведомленность экипажа о нормах охраны труда, производить оценку рисков на борту и формировать высокую культуру охраны труда в море и в порту.

Наладить работу судовых комитетов охраны труда на большинстве, если не на всех судах, вполне реально, что пойдет на пользу всем морякам. Не суть важно кто ты, кок или капитан, но ты можешь реально влиять на ситуацию, проявляя интерес к здоровью, безопасности и благополучию, как в отношении себя самого, так и в отношении товарищей по экипажу.

В рекомендациях по реализации передового опыта сказано, что судовой комитет охраны труда обязан:

• иметь назначаемого или выборного представителя экипажа (но не офицера по охране труда);

• сотрудничать с капитаном и судовладельцем по проведению в жизнь политики и программы компании относительно охраны труда. Комитет обязан обеспечить морякам дискуссионную площадку для решения вопросов здоровья, охраны труда и социально-бытового обслуживания;

• участвовать в планировании, решении текущих вопросов и координации по обеспечению безопасных и не вредящих здоровью условий труда на борту. Комитет обязан принять все необходимые предупредительные меры по охране и гигиене труда, включая эмоциональное состояние, и дать совет по решению проблем охраны труда и здоровья;

• участвовать в расследовании и анализе несчастных случаев и травматизма в рабочее время, а также профессиональных заболеваний;

• по согласованию с капитаном предлагать меры по предотвращению травм на борту судна и их повторения и участвовать в их реализации;

• соблюдать современные требования охраны труда и здоровья для защиты моряков;

• содействовать определению принципов надлежащей и необходимой профессиональной подготовки и составлению инструкций по охране труда применительно к условиям работы на борту;

• постоянно контролировать соблюдение правил охраны труда;

• сотрудничать с соответствующими службами охраны труда;

• заявлять от имени экипажа протесты и при посредничестве капитана давать рекомендации судовладельцу, в случае нарушений норм охраны труда на судне;

• обсуждать и предпринимать надлежащие действия в отношении вопросов охраны и гигиены труда, касающихся экипажа, и давать оценку средствам индивидуальной защиты, включая технические средства спасения жизни.

А теперь вспомните, происходит ли такое на вашем судне? Если нет, то пора эту систему  внедрять.

Все без исключения обязаны повышать и реализовывать охрану труда и здоровья на морских судах: инспекторы МФТ, инспекторы труда национального профсоюза, судовладельцы, государства флага, классификационные общества (которые выдают сертификаты соблюдения норм MLC без надлежащей проверки документации и методов работы на борту), государственная портовая инспекция (в рамках своих проверок), а также сами члены экипажей.

Моряки всего мира и их представители неустанно вели борьбу и отстояли фундаментальное право моряков на труд в безопасном и надежном рабочем месте, которое отвечает нормам охраны труда.

Мы, инспекторы, будем и далее добиваться улучшений на каждом проинспектированном судне. Однако, это обязывает нас к сотрудничеству с другими структурами ради того, чтобы моряк любой национальности или звания, поднимающийся по трапу на борт, вернулся домой к своей семье без травм и увечий.

При том количестве недобросовестных операторов, которые работают в морском судоходстве, нас ожидает долгий путь к реализации этого передового опыта. Но если каждый моряк внесет небольшой вклад на своем судне, то мы увидим сдвиг в лучшую сторону».

Главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгений Хижняк рассказал, как требование по наличию комитетов охраны труда выполняется на судах под российским флагом:

«Стоит сказать, что контроль состояния охраны труда велся еще во времена Советского Союза. И хоть они не назывались комитетом по охране труда, на судах всегда работали общественные инспекторы по охране труда и другие члены экипажа, контролирующие вопросы безопасности в рейсе.

Сейчас, согласно Трудовому кодексу РФ и Правилам по охране труда на судах морского и речного флота на российских судах действуют судовые комитеты по охране труда. Роль судового комитета обычно прописана в Системе управления охраной труда – политике судоходной компании.  Принцип работы у них тот же самый. В состав комитета входят руководители служб (старший механик, электромеханик, старший помощник капитана и т.д.), офицер по охране труда и в обязательном порядке – рядовые моряки от каждой службы. Членам экипажа, нарушившим требования охраны труда, делаются замечания, которые впоследствии подробно разбираются на заседании комитета, проходящем раз в месяц.

Наряду с Международной федерацией транспортников, участие в общественном контроле состояния охраны труда на судах принимает и Российский профессиональный союз моряков (РПСМ). Так, в каждой региональной организации РПСМ работают технические инспекторы труда, которые совместно с инспекторами МФТ проводят проверки условий и охраны труда, проверяют подготовку и координируют работу судовых комитетов, оказывая им методическую помощь. В частности, моряки-члены нашего профсоюза получают видео-руководство «Вместе за безопасность на борту», выпущенное совместно с МФТ.

Роль судового комитета по охране труда невозможно недооценить – его слаженная работа совместно с капитаном и командным составом позволяет значительно сократить травматизм и повысить уровень безопасности на судах морского флота России».

По материалам "Seafarers Bulletin"

↑ 

Наверх